Новости

« Назад

Дистанционные занятия с психологом - "Мужской клуб-3" 17.11.2020 13:42

Роль отца в воспитании ребенка сказывается на его развитии

Многие матери свято считают, что воспитание ребенка – прерогатива сугубо женская. Тем не менее, роль отца в воспитании нельзя ни отрицать, ни уничижать. Конечно, мужские подходы могут кардинально отличаться от женских методов, но важность их не надо недооценивать.

Мужской подход к воспитанию

Женщинам часто кажется, что мужчины более легкомысленны по отношению к детям и все делают наоборот: не вовремя кормят, неправильно укладывают спать, играют с малышом совершенно дикими способами, и роль отца в воспитании совершенно не нужна на этапах превращения новорожденного в младенца, а затем малыша.

На самом деле, сказывается различие в логических цепочках. В то время, когда в матери говорит инстинкт курицы-клуши, которая обязательно должна уложить ребенка вовремя спать, покормить его по часам, поиграть яркой игрушкой для развития различных рефлексов, отец может действовать кардинально противоположно.

Если ребенок капризничает и не ест кашку, возможно, причина кроется в том, что ему не хочется кушать именно в этот момент. Мужчина вряд ли будет уговаривать малыша покушать «за папу» и «за маму». Здоровые инстинкты возьмут свое – и ребенок попросит еду, когда действительно проголодается.

Мужчины не любят укачивать детей. Часто они пытаются дать ребенку информацию: показать птичек, рыбок, зверушек, вложить в руку какой-то предмет, чтобы ребенок его пощупал. Таким образом, малыш получает огромный кусок информации о мире, выматывается и засыпает прямо на ходу.

Развивающая среда, взятая из бытовой реальности

В то время, как большинство женщин играют с детьми традиционно, мужчины предпочитают превращать окружающий мир в площадку для познавательной деятельности малыша. Игрушкой в таком познании могут служить различные бытовые инструменты, техника и даже кусочки еды. Развивая у ребенка хватательный рефлекс, мужчина тем самым ускоряет процесс его мировосприятия. Ученые уже давно доказали, что именно мелкая моторика рук оказывает огромное влияние на развитие ребенка в целом.

Мужчина может учить подросшего ребенка застегивать пуговицы, завязывать шнурки, превращать эти скучные действия в настоящую захватывающую игру! Для этого достаточно наклеить на большие пуговицы забавные рожицы с глазами и улыбкой и помогать им попадать в окошки петелек. Роль отца в воспитании малыша в таких важных действиях оказывается очень ценной и полезной.

Именно практический ум, трезвое мышление, умение видеть в  обыденных вещах средство для обучения ребенка, делают пап незаменимыми. Отцы гораздо смелее, они безбоязненно знакомят детей с техникой, играя, помогают осваиваться ребенку в мире и попутно становятся надежным, верным и самым лучшим другом.

Вместе с ребенком взрослый мужчина начинает видеть мелочи, которые с возрастом перестают привлекать внимание, а вот для малышей очень важны: то, что для взрослых обыденно, для ребенка ново и еще не изведано. А женщинам не стоит беспокоиться, что их место возле ребенка займет муж. Прочные связи, идущие от родителей к малышу, способны сблизить семью, сделать ее крепкой 

Образ отца в мировосприятии ребенка

Каким должен быть отец для подрастающего малыша? Этим вопросом нередко задаются мамы. Очень часто образ отца складывается как раз из мнения жены. И как будет ребенок воспринимать своего папу, во многом зависит от настроя в семье, складывающийся взаимоотношений.

От древности к современности

Так сложилось исторически, что отец всегда ассоциировался как глава семьи, как человек, который несет на своих плечах бремя ответственности, является добытчиком. Именно такая цепочка – глава семьи – добытчик – человек определенной профессии – определял первоначальный образ отца в восприятии ребенка с давних времен.

В современном мире утрачивается часть звеньев этой цепи, и поэтому обезличивается роль отца, появляются проблемы. Ребенок воспринимает своего папу как машину для производства денег и начинает относиться к нему с потребительской точки зрения. Дети устроены так, что разговоры о тяжести заработка средств к существованию мало их трогают, им важнее результат этого труда. И дело не в том, что ребенок растет бездушным, просто в силу своего возраста он еще не научился ценить то, что дается ему от родителей, то, что приходит само, без всяких усилий с его стороны.

Мужчины же такое отношение часто воспринимают негативно. Такое потребительское отношение отталкивает их от собственных детей, появляются проблемы, худшим вариантом из которых может стать распад семьи.

Постепенное культивирование положительного образа отца

Конечно, большую часть информации о вечно занятом папе малыш черпает из разговоров матери. И если она без конца попрекает мужа тем, что он не занимается ребенком, не уделяет ему внимания, не играет, малыш в конце концов будет воспринимать отца как равнодушного члена семьи, которому нет до него дела.

Современная женщина должна понимать: свое счастье надо делать своими руками. Поэтому важно подчеркивать значение отца в глазах своего ребенка. Разговоры о том, что папа работает на очень важной и ответственной работе, что он старается для всей семьи постепенно вызывают в ребенке интерес. А если еще папа однажды покажет малышу то, чем он занимается, это оставит в его душе неизгладимый след на всю жизнь.
Не обязательно заставлять взрослого мужчину играть с малышом. Не все мужчины способны делать это. Важнее, чтобы папа привлекал в решение мелких бытовых проблем своего сына или дочь. Так убивается два зайца: ребенок не обделен вниманием и в то же время получает ценный житейский опыт. Поверьте, малыш будет горд слушать ваши объяснения и держать отвертку, подавать плоскогубцы или разводить клей для обоев.

Образ отца, тщательно создаваемый матерью для ребенка, должен быть положительным. И это не будет обманом, даже если вы приукрасите действительность. Подчеркивая лучшие качества, рассказывая о нужности и важности папы в жизни семьи, вы тем самым заставляете ребенка уважительно относиться к своему отцу. И наоборот, уничижительное отношение, обвинения в слабоволии или бесхарактерности перечеркивает образ отца и приводит к тому, что ребенок начинает относиться к родителю с презрением. А это подрывает устои семьи и ведет в никуда.

Прочные, добрые отношения развивают взаимопонимание. Чем гармоничнее взаимосвязь мужа и жены, тем больше шансов на то, что подрастающий в семье ребенок правильно проставит приоритеты и будет относиться к отцу с должным уважением и пониманием.

Что делать, когда в доме появляется второй папа?

Очень часто в семьях возникают сложные ситуации, когда отношения рушатся, родители ругаются, разводятся, и чуть позже в доме появляется незнакомый мужчина – второй папа. И важно, чтобы этот этап прошел как можно безболезненнее для ребенка, который страдает и не всегда понимает сложившихся обстоятельств.

Как пройти период адаптации?

Для ребенка появление нового мужчины в доме – почти всегда стрессовая ситуация. Психологи отмечают, что лучше всех переносят разлуку с родным отцом дети до трех лет. У ребенка еще нет долговременной памяти, поэтому он часто искренне считает своим папой человека, который становится мужем их мамы. Дети в возрасте  трех-семи лет – самая уязвимая категория. Им порой тяжело переживать домашние трагедии, ругань родителей, слезы матери. И когда брак распадается, ребенку тяжело осознать, почему уходит отец, а вместо него мама приводит друга и называет его так непонятно: второй папа.

Ребенок часто может быть агрессивным, особенно, если с родным отцом его связывали теплые узы. Поэтому он воспринимает нового отца в штыки, устраивает истерики, мстит матери за ее «предательство». Очень часто такое поведение вредит психическому и физическому здоровью: происходят нарушения в эндокринной системе, дети могут резко худеть или поправляться.

Как менее болезненно пройти этап создания новой семьи? Как сделать так, чтобы ребенок меньше страдал?

Прежде всего, нужно учитывать возраст своего ребенка. Если малышу около трех лет, обычно достаточно приучать ребенка постепенно к появлению в доме нового человека. Детям в возрасте пяти лет не стоит пытаться втолковать философские материи о сложности жизни. Проще говорить, что родной отец уехал, а в гости приходит хороший друг. Ребенок постепенно привыкнет и будет адекватно реагировать на изменения в составе семьи.
          Ребенку от семи лет лучше говорить правду. Спокойно, по-взрослому, без превосходства. Конечно, ваши объяснения не всегда дадут результаты, ведь дети все равно переживают и не сразу смогут принять действительность. Но очень важно, чтобы такой разговор состоялся. И он будет более плодотворным, если раньше мать имела со своим ребенком хорошие, дружеские отношения, общалась и объясняла разные ситуации, не ограждая его от взрослого мира.


Поведение мужчины – путь к взаимопониманию с ребенком.

Второй папа, пришедший в дом, где уже есть малыш, должен понимать, что он попадает на территорию со сложившимися определенными отношениями между матерью и ребенком, что в этом доме есть свои традиции и устои. Поэтому очень важно, чтобы его приняли.
Прежде чем врываться в жизнь ребенка, мужчина должен подумать: сможет ли он любить этого малыша? Способен ли быть терпеливым наставником, другом, отцом?

Спокойное отношение, вежливость, умение поддержать разговор, терпение сделают свое дело: бунтующий ребенок постепенно привыкнет. А если к нему быть внимательным, изучить, чем он увлекается, интересуется, то со временем можно стать друзьями.

Нахождение взаимопонимания – первая ниточка, из которой складывается прочный канат душевных отношений между мужчиной и ребенком. Ведь не даром говорят, что мать любит малыша, когда тот еще не родился, а отец любит ребенка, которого он воспитал.

Саморегуляция психического состояния педагога

с помощью нейролингвистического программирования (НЛП)

          Разнообразные стрессы забирают энергию любого человека, а стрессов в нашей жизни хватает. Для регуляции своего психического состояния любому человеку нужно уметь диссоциироваться от негатива и ассоциироваться с благоприятными ощущениями. Рассмотрим несколько упражнений, помогающих выработать полезные способы ассоциирования-диссоциирования. Эти упражнения разработаны в рамках НЛП Е.И. Роговым в книге "Настольная книга практического психолога в образовании". Предложена она для школьных учителей, но ее может с успехом применять и сам психолог.

Упражнение 1

1. Установите для себя определенное время в течение нескольких дней и выполняйте данное упражнение минут пять.

2. Поставьте кресло или стул поблизости от открытой двери или окна, расположитесь поудобнее, вдохните несколько раз поглубже, расслабьте все ваши мышцы.

3. Чтобы уменьшить влияние внешних факторов, закройте глаза, и это усилит возможности других чувств. Позвольте всем запахам и звукам проходить через органы ваших чувств неотфильтрованными и одновременно оставайтесь в настоящем (т. е. чувствуйте, думайте, переживайте то, что вы чувствуете, думаете и переживаете).

4. После упражнения проанализируйте, насколько вы смогли сконцентрировать внимание, какие ваш мозг создавал картины, определите, что послужило стимулом для их создания (предметы, картины, запахи, звуки).

 5. Подумайте, улучшилось ли ваше самочувствие, изменилось ли настроение, уменьшилась или появилась тревога.

Это упражнение поможет вам создать арсенал образов ваших личных положительных ассоциированных состояний. Опираясь на эти ассоциированные состояния, вы получаете один из способов разрядки напряженных состояний и некоторых хронических стрессов.

Упражнение 2

Это упражнение выполняется с помощником, человеком, в присутствии которого вы чувствуете себя максимально спокойно и комфортно.

Это довольно своеобразное упражнение. 3аключается оно в дегустации различных продуктов и в невербально высказанном отношении к данным блюдам.

Цель этого упражнения - научиться концентрироваться на воспринимаемых стимулах и раздражителях, научиться отдаваться полноте переживаний, чтобы ощутить что-то новое как в продуктах, так и в собственных чувствах и состояниях.

Для выполнения этого упражнения попросите вашего партнера подготовить продукты так, чтобы вы не знали, чем именно он будет вас угощать. Подскажите вашему партнеру, чтобы он позаботился о достаточно широком выборе вкусов, запахов, температур, текстур, форм, объемов предлагаемых вам блюд.

Вы закрываете глаза, а ваш помощник угощает вас приготовленными блюдами. Вы же не должны говорить ни слова, при этом можете издавать любые звуки.

Участники могут меняться ролями (в другие дни), это даст им хорошую возможность выразить друг другу свои чувства или хотя бы сделать опыт своих отношений более разнообразным и богатым.

Возможно, сначала вам не удается полностью погрузиться только во вкусовые ощущения, и вы продолжаете называть (мысленно) то, что дегустируете. Это говорит о том, что пока для вас тяжело отойти от рационально-вербальной диссоциированности и испытать чувственнo-образную ассоциацию.

Упражнение 3

1. Предложите вашему партнеру (другу, супругу) взять вас на "слепую" прогулку, где он должен предоставлять нам разнообразные предметы и вещи для ощущения форм, размеров, текстур, температур и других характеристик реальных объектов, используя ваши кинестетические и аудиальные возможности.

2. Если вы захотите снизить или подавить рационально-вербальную деятельность мозга (его левой половины), то можно попробовать считать в прямом или обратном порядке в то время, когда будет происходить все остальное. Следующие упражнения тренируют умение диссоциироваться. Для выполнения этик упражнений нужно попросить кого-либо не очень быстро прочитать вам вслух следующие инструкции или записать их на магнитофон и проводить тренировки индивидуально, самостоятельно.

Упражнение 4

1. Удобно сядьте и сделайте 2-3 глубоких вздоха. Предоставьте возможность вашим глазам спокойно рассматривать окружающие предметы или постепенно закрываться.

А теперь подумайте, хотели бы вы пересесть на другое место? Будет ли это справа, слева, напротив, позади вас? Будет ли оно выше или ниже места, на котором вы сейчас сидите?

Если у вас появляется ощущение нового места или ощущение движения к нему, слегка поднимите вашу голову. Мысленно переместитесь на новое место, постарайтесь представить максимально реально ощущение того, где находитесь вы, где находится ваше тело.

Мысленно переместившись в новое положение, вы осуществили диссоциацию, поскольку разорвали исходное единство реального положения вашего тела и вашего видения-ощущения реального положения тела.

А теперь, представляя себе, что вы на новом месте, слегка поднимите голову, медленно откройте глаза и ощущайте как реальные все раздражители и предметы, которые вас окружают на новом месте. Не теряя новых ощущений, потянитесь, как это делает кошка, встряхивающаяся ото сна. Если вам удалось это сделать, то вы совершили диссоциацию, т. е. новую, воображаемую ассоциацию после совершенной перед этим мысленной диссоциации.

2. Чтобы ускорить, закрепить и усилить ощущение диссоциации, слегка поднимайте голову так, чтобы увидеть и почувствовать дистанцию между вашим новым местом и физическим телом, на которое вы смотрите. Все это должно помочь вам сказать о себе в 3-м лице: "Он сидит, скажем, в дальнем конце комнаты, на диване, в 3-х метрах от окна и т. д.".

После этого вы можете подумать и сказать про себя (сидящего теперь на новом месте): "Я перед окном, вот край стола, круглая лампа на столе и т. п.".

3. Теперь из диссоциированного состояния попытайтесь посмотреть на свое физическое тело и расширяйте обзор так, чтобы увидеть больше объектов в комнате. Всякий раз, упражняясь в этом, старайтесь достигать панорамного видения, открывающего широкую перспективу происходящего, т. е. полностью диссоциируйтесь.

4. Теперь добавьте аудиально-звуковые компоненты со следующими словами: "Из моего нового состояния я воспринимаю звуки, которые могу слышать".

Ознакомившись с идеей и техникой диссоциации, вы можете выполнять это упражнение несколько дней, постепенно уменьшая время, в течение которого вы совершаете эффективную диссоциацию.

Высокий уровень овладения диссоциацией поможет при нарушении вашего душевного равновесия отсоединяться от стрессовых или эмоционально-напряженных состояний.

Например, в опасной или критической ситуации человек действует, находясь в диссоциированном состоянии, как бы отрешившись от некоторых эмоций. Но сразу же после того, как реальная опасность миновала, накопившиеся эмоции обрушиваются на человека и могут его захлестнуть, выражаясь в крике, смехе, плаче, резких движениях.

Упражнение 5

Это упражнение поможет сберечь вашу энергию, когда вы почувствуете "тревогу".

1. Расскажите (опишите) о типичном, характерном содержании вышей тревоги. Если у вас несколько тревожных мыслей, то лучше взять для упражнения одно конкретное содержание, а потом провести такую же работу с остальными мыслями, содержащими тревогу.

2. Постарайтесь сказать, как часто и как долго вы думаете об этом в течение дня (сколько раз, какое количество времени в общей сложности).

3. Выберите время и место, не характерное для вашей тревоги. Вы можете убедиться, что чем более постоянно ваше место, тем более эффективна эта техника.

4. В это ответственное время вам надо думать только о негативном содержании вашей тревоги, о возможных негативных сценариях ее развития. Позвольте им возникать в вашем сознании свободно, несмотря на то, что они будут доставлять вам беспокойство и переживания. Не соблазняйтесь положительными альтернативами, которые вам может подбрасывать сознание по принципу "Да... но!", продолжайте думать лишь о негативном содержании.

Вряд ли вам удастся прокручивать все худшие и опасные варианты более, чем несколько минут.

5. Подготовившись к началу занятия, необходимо несколько раз хорошо вздохнуть и, начав спокойно и глубоко дышать, желательно с юмором обратиться к своему мозгу примерно так: "Ну, что ж, дорогой мозг, сегодня у нас будет кое-что новенькое, и я думаю, что ты хочешь мне помочь занять это время, так что, пожалуйста, подбрасывай мне идеи и напоминай все, что можешь".

6. Как это ни неожиданно, но скоро вы увидите, что нескольких минут (5-10) вам будет достаточно, чтобы преобразовать тревогу в более спокойное, безопасное чувство или даже избавиться от нее совсем. Таким образом, потратив время только на "тревожную игру", вы достигнете цели - ассоциировавшись с тревогой, вы локализуете ее в определенном месте и ограничите в определенном времени.

В конце сеанса можно снова обратиться к своему сознанию: "Да, дорогое сознание... уважаемое "Я"... (и т. п.)... ты неплохо поработало сегодня, спасибо тебе, я знал, что ты не подведешь меня в трудной ситуации...".

Все предложенные упражнения будут способствовать формированию внутренней устойчивости к стрессу, позволят ослабить эмоциональные последствия пережитых стрессовых состояний.


Председатель Правления АКОО "Доброе сердце"

 

 SAM_0875       

 Лилия Владимировна 

      Новикова