Новости

« Назад

Дистанционные занятия с психологом - Семейный клуб -8" 23.02.2021 11:18

ДЕТИ И ДЕНЬГИ

Процесс адаптации ребенка к окружающему миру включает в себя множество направлений, одно из которых – знакомство с деньгами. Поступая в школу, ребенок начинает регулярно получать первые деньги на питание, проезд, мелкие покупки. Конечно, не все деньги тратятся согласно их предназначению. Часть денег экономно откладывается на приобретение «более важных» вещей, другая часть может быть бездумно потрачена на сиюминутное желание. Таки образом, первые попытки ведения «личного бюджета» наполнены взлетами и падениями, радостью от достижения поставленных целей и разочарованиями от «пустого кармана».

  Передавая свой знания по взаимодействию с деньгами, родители ориентируются на личный опыт и современные социальные требования. Однако, по мере взросления ребенка, вопросов к процессу финансового воспитания становиться больше, впрочем, как и денежные запросы самого ребенка. Следует отметить, что наиболее остро вопросы финансового воспитания детей могут встать в семьях с приемными детьми. Детки в таких семьях, наиболее остро реагируют на финансовую зависимость от взрослых. Порой наличие алиментов, пенсии по утрате кормильца создают дополнительное напряжение и недопонимание в семье.   

В данной статье, представлены источники содержащие наиболее полезную информацию по финансовому воспитанию ребенка, а также некоторые практические рекомендации.

1. Первые попытки по обучению финансовой грамотности, могут быть сделаны через просмотр обучающих мультфильмов. Например, Проект Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и Государственная программа Алтайского края «Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае» предлагает следующие мультфильмы по финансовой грамотности, расположенные на сайте http://финграмота22.рф/video/mult/ .

В более старшем возрасте, для детей станет актуальной книга Евгении Блискавка «Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей», которую можно бесплатно скачать по ссылке URLhttp://финграмота22.рф/materials/kniga/

«Большие» финансовые затраты предполагают серьезный подход к накоплению и осуществлению своей цели. Пособие «Как накопить на велосипед и стать миллионером»будет интересно для юношей и девушек. Бесплатно скачать данное пособие и множество других материалов можно на выше указанном сайте. 

2.  Психологическую основу финансового воспитания детей, хорошо осветил автор Т.А. Арефьева «Карманные деньги для ребенка» на сайте энциклопедии практической психологии «Психологос» URLhttps://www.psychologos.ru/articles/view/karmannye-dengi-dlya-rebenka

Так, например, вызывает интерес наглядно представленная информация.

 

От чего зависит выдаваемая сумма «карманных расходов»?

От чего должна зависеть сумма карманных денег

От чего НЕ должна зависеть
сумма карманных денег

От средних сумм, получаемых сверстниками (по возможности)

От полученных отметок

От возможностей семьи (например, составлять определенный процент от доходов взрослых)

От старания в домашних делах

От совместной договоренности с ребенком

От поведения (исключая крайние случаи)

От среднего уровня необходимых расходов

От настроения родителей

От возраста ребенка

От степени внимания родителей к ребенку

В статье, вы получите ответы на следующие вопросы: «С какого возраста начинать?», «Сколько выдавать?», «Как часто давать деньги?», «Как контролировать?».

3. Подростковый и юношеский возраст создает новые трудности в финансовом воспитании детей. 

Возрастные кризисы, присущие данному возрасту интересно и доступно описаны в книге Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

Как отмечает автор «В подростковом возрасте в процессе физического, психического и социального развития вместе с позитивными достижениями закономерно возникают негативные образования и специфические психологические трудности. Развивающееся самосознание делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе… Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве - осмыслить свои права и обязанности. Подросток заинтересованно рефлексирует на себя и других, соотнося присущие себе особенности с проявлением сверстников и взрослых».

«Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей».

Проблема возрастного кризиса также затрагивает вопросы финансового отношения между детьми и взрослыми. 

Коррекция небольших проблем в финансовых взаимоотношениях может быть решена через процесс обучения и самообучения (например, как упоминалось выше, пособие «Как накопить на велосипед и стать миллионером»). 

В сложных ситуациях необходима профессиональная помощь. Так, сайт «УСЫНОВИТЕ.РУ»  URLhttp://www.usynovite.ru/experience/specialcases/10/ освещает вопрос финансовых споров между попечителем и несовершеннолетним подопечным достигшего 14 лет. Суть конфликта в том, что ребенок достиг возраста 14-ти лет, в связи с чем, у него возникло право без согласия попечителя самостоятельно распоряжаться своими деньгами (например: заработком, стипендией и иными доходами, в том числе алиментами, пенсией по случаю утери кормильца и пособием, предоставляемым на его содержание). Подросток изъявил желание покупать многое из того, что имеют другие дети. В результате, он обратился в орган опеки и попечительства с просьбой о разъяснении своих прав. Специалисты пояснили, что все доходы несовершеннолетнего подопечного должны перечисляться на номинальный счет, распоряжаться которым имеет право только попечитель. Дополнительно, был проведен ряд бесед вместе с попечителем и подопечным, где обсуждались следующие вопросы: «На что тратятся деньги подопечного и почему?», «Сбережения и на что их можно будет потратить в будущем», «Роль карманных денег в экономической социализации подростка». Дополнительную информацию, с точки зрения законодательства, можно найти на обозначенном выше сайте.

В заключении отметим, что финансовое благополучие детей зависит не только от финансовых возможностей родителей, но и от того, какие психологические установки будут заложены в наших потомках в процессе воспитания и самовоспитания. 


Председатель Правления АКОО "Доброе сердце"

 

 SAM_0875       

 Лилия Владимировна 

      Новикова