Новости

« Назад

Дистанционные занятия психолога - "Берегиня" 25.10.2020 16:53

ПОМОГИ СЕБЕ И СВОИМ БЛИЗКИМ 

В непростой эпидемиологической обстановке возникает стрессовое состояние как у взрослых (заработать деньги, обеспечить семью, позаботиться о здоровье близких), так и наших детей (принять и усвоить новые требования, выработать новые формы поведения порой не свойственные данному возрасту и тд, и тп). 

Стрессовые ситуации могут поджидать нас и на работе, и дома, и в дороге. Стресс не считается ни с возрастом, ни с полом, ни с социальным положением человека. Физиологические последствия испытанного напряжения формируются годами и десятилетиями, что приводит к различного рода заболеваниям.

Предлагаем вам позаботиться о своем здоровье и здоровье своих детей. 

ТЕСТ «Как сильно вы подвержены стрессу?»

Инструкция: прочитайте каждое из утверждений и обведите ответ, который больше всего соответствует вашему поведению и состоянию.

Обычно

Иногда

Редко

1

Я легко раздражаюсь и обижаюсь.

3

2

1

2

Я терпеть не могу проигрывать.

3

2

1

3

Если кто-то нападает на меня или критикует, я злюсь, но не показываю своих чувств.

3

2

1

4

Я страдаю от нетерпения когда, приходиться стоять в очереди.

3

2

1

5

Я могу взять на себя больше ответственности, хотя знаю, что буду чувствовать себя дискомфортно.

3

2

1

6

Мне трудно обращаться за помощью, когда она мне требуется.

3

2

1

7

Я прибегаю к лекарственным препаратам что-бы снять стресс.

3

2

1

8

Я обсуждаю проблемы с людьми , которым доверяю.

1

2

3

9

Мне трудно извиниться, если я сделал ошибку.

3

2

1

10

Я сильно переживаю и виню себя, если совершаю ошибку.

3

2

1

11

Если другие задевают мои чувства, я даю им понять это.

1

2

3

12

Я считаю, что отдаю друзьям больше, чем получаю от них.

3

2

1

13

Я отвожу себе время для отдыха и получаю удовольствие от развлечений.

1

2

3

14

Я нахожу время для ежедневных или почти ежедневных занятий физкультурой

1

2

3

15

Я часто смеюсь и улыбаюсь.

1

2

3

Сложите полученные баллы. Итого:__________баллов.

Результаты. Посмотрите, к какой группе вы относитесь:

- 1 группа – 15-25 баллов: вы слабо подвержены стрессу;

-2 группа – 26-35 баллов: вы умеренно подвержены стрессу;

- 3 группа – 36-45 баллов: вы сильно подвержены стрессу.

В любом случае, каким бы ни был итог тестирования, паниковать и расстраиваться не стоит: «кто предупрежден, тот вооружен» - старая истина.

С учетом полученных результатов и предложенных ниже рекомендаций разработайте для себя программу по выходу из стресса. Она поможет взять себя в руки, не растеряться, сохранить физическое и психическое здоровье.

1. МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ.

Мышечная релаксация уменьшает возбудимость, напряжение, реакцию «сражайся или беги».

- Сядьте в удобное кресло или лягте на пол. Спина опирается на спинку кресла или прижата к полу. Если ты сидишь в кресле, поставь ноги на пол, но не скрещивай их. Если ноги не достают до пола, подложи под них подушку.

- Начнем с рук. Сожми руки в кулаки. Как можно сильнее напряги мышцы. Представь ощущение этого напряжения – как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Они извиваются, как  спагетти. Встряхни их. Испытай чувство освобождения, релаксации.

- Переходи к ногам. Напряги их, включая пальцы «в тугую тетиву». Затем напряги икры, колени, бедра, всю ногу. Потряси ногами и пошевели пальцами.

- Напряги туловище: начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Ощути пространство вокруг пояса, в том месте, где обычно носят ремень. Расслабь живот. Потом грудь. Если ты чувствуешь напряжение в плечах, мягко положи Рукина пол или на подлокотники. Несколько раз вдохни глубоко животом, пока напряжение не пропадет. Затем расслабь поясницу. Ты чувствуешь себя спокойно и расслаблено, как опущенная тетива.

- Наморщи лоб. Плотно закрой глаза, затем открой. Наморщи нос ненадолго. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабься и запомни это чувство.

- Проверь не чувствуешь ли ты напряжение в какой-нибудь части тела. Избавься от него, напрягая и расслабляя мышцы. Если ты сидишь в кресле, медленно поднимись, если на полу – медленно перекатись на бок и встань.

2.         КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

для восстановления эмоционального равновесия.

1. Глубокий вдох через нос, выдох через губы сложенные трубочкой (не более 3 раз).

2. Постойте на одной ноге, поджав под себя другую (как цапля); можно несколько раз подпрыгнуть.

3. Поставьте ноги в одну линию (левая впереди, пятка приставлена к носку правой) и имитируйте руками движение крыльев ветряной мельницы в течение примерно 30 секунд. Если потеряли равновесие  - походите по комнате и попробуйте еще раз.

4. Вдохните и поднимите руки в стороны. На выдохе поставьте левую ногу впереди правой (вплотную к ней, как в предыдущем упражнении), и закройте глаза. Постойте так сколько сможете.

3. ВАННОЧКИ ДЛЯ НОГ,

От стресса. НА тазик теплой (не горячей) воды 2 столовые ложки пищевой соды или соли (поваренная или морская). Продолжительность процедуры 15-20 мин. 

Развести в теплой воде 2 столовые ложки соли и 5 капель лавандового масла. Продолжительность процедуры 15-20 мин.

Для отекших ног. 2 столовые ложки соли, 2 столовые ложки подсолнечного масла, 3 капли эвкалиптового, 1 капля шалфейного и 1 капля розмаринового масла. Продолжительность процедуры 15-20 мин.

4. АРОМАКОРРЕКЦИЯ

Для восстановления внутреннего равновесия после перенесенных стрессовых ситуаций можно использовать аромамасла: валериана, герань, лаванда, роза, розмарин. Все масла используют согласно инструкции по применению.

Рекомендуемая литература:

- Милюкова И.В., Евдокимова Т. А. Лечебная физкультура: Новейший справочник / под общей ред. Проф. Т.А Евдокимовой. - СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 862 с.

- Исцеляющие продукты: Секреты здоровья, открытые всем – Харьков: Фолио; Ростов – Н/Д: Феникс, 1997. – 432с. 

-Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф. Валеология: методы и средства снятия стрессов у детей. Методическое пособие.-Барнаул: АКИПКРО, 2003-32с.

- Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф. Валеология: к здоровью через движение. Методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2003-38с.

МУДРОСТЬ АНГЕЛОВ

Отношения между родителями и детьми наполнены множеством  событий и  эмоций. Порой, окинув ребенка привычным взглядом, можно упустить что-то важное, еле уловимое в его настроении, поступках.

ПРИТЧА О ДВУХ АНГЕЛАХ

Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.

Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.

Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.

Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

—  Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?

— Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник.

На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.

Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи.

Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:

—  Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошёлся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

На что старый ангел ответил:

—      Не все является тем, чем кажется! 

Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.

—  Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел.  — В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.

Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит в окружающем пространстве (эпидобстановка), а также между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как вы на это посмотрите.

Предлагаем вам обратиться к своему РОДИТЕЛЬСКОМУ ОПЫТУ, посмотреть на происходящее со стороны.

Цель упражнения - осознание качеств характера своего ребенка. Дополнительно, вы сможете оценить и ваше восприятие своего чада.

Задание:

- Приготовьте шариковую ручку (карандаш) и лист бумаги. 

- Подумайте в течение 1 минуты, как можно продолжить фразу «Мой ребенок...».

- Запишите полученные результаты.

- А теперь свяжите каждую фразу с чертами характера своего ребенка и в течение 5 минут письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен когда кушает», «Мой ребенок аккуратен…»; «Мой ребенок невнимателен во время разговора со взрослыми»…

- Посмотрите на качества, которые вы написали. Присутствует ли большое разнообразие в выражениях? Если Вы ответили «да», то вы очень наблюдательны и знаете многие нюансы вашего ребенка. Наличие небольшого количества вариантов в ответах, говорит о необходимости более внимательного наблюдения за малышом.

- Дополнительно, разделите полученные  ответы на две группы:

1-я группа — те, которые вас устраивают в вашем ребенке («положительные»);

2-я — те, которые вы бы хотели изменить в нем (условно «отрицательные»).

Посмотрите, каких качеств больше — положительных или отрицательных? В том случае, если вы отметили значительно больше отрицательных качеств, то вам желательно обратиться к психологу. Недовольство своим ребенком, может иметь несколько причин, в числе которых хронический стресс, неблагополучная обстановка в семье, неуверенность в собственных силах и многое другое. Однако, если вы прописали только положительные качества своего ребенка и не отметили отрицательных, то у вас неадекватное восприятие ситуации («слепая любовь к своему чаду») и вам так же желательна помощь психолога. Хорошие результаты предполагают незначительный «положительный перевес», ведь ребенку необходимо расти, развиваться и учиться новому.

ИГРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

для родителей и детей дошкольного, младшего школьного возраста

Дети легко и свободно учатся через игру. Снижение уровня агрессивности ребенка, снятие эмоционального напряжения, устранение патологических стереотипов реагирования, повышения самооценки, принятия себя и других возможно в процессе приятного времяпрепровождения.  Более подробную информацию вы можете прочитать в следующих источниках: 

- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999, 384 с.;

 - «Профилактика агрессивного поведения детей – сирот в условиях детского дома» / Т. Г. Луковенко // Образование и саморазвитие.  2007.  № 4. С. 134 – 139. 

1. «Хлопковый массаж»

Задачи: снижение мышечного тонуса; компенсация дефицита тактильных ощущений.

Время проведения: 1-2 минуты.

Ход игры: Дети и взрослые выстраиваются (садятся)  друг за другом. Похлопывают друг друга ладонями. Каждый должен постараться, похлопать так, как хотелось бы, чтобы похлопывали самого.

2. «Передай маску»

Задачи: преодолевать у детей состояние внутренней изоляции; эмоциональное развитие, расширение поведенческого репертуара.

Время проведения: 1-2 минуты.

Ход игры: Все сидят в кругу. Соседу справа нужно показать какое-то выражение лица, следующий ребенок/взрослый должен показать такое же. Пройдя по кругу, каждый рассказывает, какие эмоции изображали.

3. «Движения животных»

Задачи: развивать навыки аудирования, снизить мышечное напряжение.

Время проведения: 2-3 минуты.

Ход игры:Повторяем движения по тексту.

Давай поскачем как кузнечик.

Давай повиляем хвостиком, как собачка.

Давай походим, как слоник.

Давай полетаем, как птичка.

Давай поплаваем, как рыбка.

4. «Тряпичные куклы»

Задачи: способствовать выходу эмоционального перенапряжения.

Время проведения: 1-2 минуты.

Ход игры: Дети и взрослые, под музыку, начинают расслабляющие движения сначала рук, затем рук и головы, ног и всего тела. Изображают  тряпичную куклу, которая вертится во все стороны.

5. «Ты мне нравишься»

Задачи: обучение социальным формам поведения,  разрушение защитных барьеров.

Время проведения: 1-2 минуты.

Ход игры: Дети и взрослые, сидят или стоят в кругу. Участник бросает мяч и говорит: «Ты мне нравишься потому, что…». Мяч должен побывать у каждого члена семьи.

6. «Поиграем с ушками»

Задачи: способствовать развитию психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Развивать функциональную деятельность головного мозга. 

Время проведения: 2-3 минуты.

Ход игры: Взрослый привлекает детей к игре и собирает всех в круг.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.

д) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

Несколько секунд дети сидят тихо с закрытыми глазами.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

— Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок.

— Ушки ты свои найди, и скорей их покажи.

— Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.

— А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!

— А потом, а потом покрутили козелком.

— Ушко, кажется, замерзло, отогреть его так можно.

— Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.

— А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на!

7. Когнитивное упражнение «Чаша доброты»

Задачи: развивать толерантность и позитивный семейный опыт личности, формировать чувство самоценности и ценности других, способствовать принятию членами семьи друг друга, настроить на совместную деятельность и позитивный контакт друг с другом.

Ход игры: Все встают в круг. Ведущий поясняет: « Представьте, что мы с вами большая чаша, очень, очень большая. Давайте  наполним ее до краев своей добротой. Чувствуете, как чаша наполняется? А мы с вами становимся добрее?  Мы можем делиться с другими своей добротой, но наша чаша всегда будет оставаться полной. А теперь давайте поделимся с другими членами семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди и тд) нашей добротой, чтобы у всех было много доброты и хорошего настроения».


Председатель Правления АКОО "Доброе сердце"

 

 SAM_0875       

 Лилия Владимировна 

      Новикова