Новости« Назад
Дистанционные занятия психолога - "Берегиня" 25.10.2020 16:53
ПОМОГИ СЕБЕ И СВОИМ БЛИЗКИМ В непростой эпидемиологической обстановке возникает стрессовое состояние как у взрослых (заработать деньги, обеспечить семью, позаботиться о здоровье близких), так и наших детей (принять и усвоить новые требования, выработать новые формы поведения порой не свойственные данному возрасту и тд, и тп). Стрессовые ситуации могут поджидать нас и на работе, и дома, и в дороге. Стресс не считается ни с возрастом, ни с полом, ни с социальным положением человека. Физиологические последствия испытанного напряжения формируются годами и десятилетиями, что приводит к различного рода заболеваниям. Предлагаем вам позаботиться о своем здоровье и здоровье своих детей.
ТЕСТ «Как сильно вы подвержены стрессу?» Инструкция: прочитайте каждое из утверждений и обведите ответ, который больше всего соответствует вашему поведению и состоянию.
Сложите полученные баллы. Итого:__________баллов. Результаты. Посмотрите, к какой группе вы относитесь: - 1 группа – 15-25 баллов: вы слабо подвержены стрессу; -2 группа – 26-35 баллов: вы умеренно подвержены стрессу; - 3 группа – 36-45 баллов: вы сильно подвержены стрессу.
В любом случае, каким бы ни был итог тестирования, паниковать и расстраиваться не стоит: «кто предупрежден, тот вооружен» - старая истина. С учетом полученных результатов и предложенных ниже рекомендаций разработайте для себя программу по выходу из стресса. Она поможет взять себя в руки, не растеряться, сохранить физическое и психическое здоровье.
1. МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ. Мышечная релаксация уменьшает возбудимость, напряжение, реакцию «сражайся или беги». - Сядьте в удобное кресло или лягте на пол. Спина опирается на спинку кресла или прижата к полу. Если ты сидишь в кресле, поставь ноги на пол, но не скрещивай их. Если ноги не достают до пола, подложи под них подушку. - Начнем с рук. Сожми руки в кулаки. Как можно сильнее напряги мышцы. Представь ощущение этого напряжения – как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Они извиваются, как спагетти. Встряхни их. Испытай чувство освобождения, релаксации. - Переходи к ногам. Напряги их, включая пальцы «в тугую тетиву». Затем напряги икры, колени, бедра, всю ногу. Потряси ногами и пошевели пальцами. - Напряги туловище: начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Ощути пространство вокруг пояса, в том месте, где обычно носят ремень. Расслабь живот. Потом грудь. Если ты чувствуешь напряжение в плечах, мягко положи Рукина пол или на подлокотники. Несколько раз вдохни глубоко животом, пока напряжение не пропадет. Затем расслабь поясницу. Ты чувствуешь себя спокойно и расслаблено, как опущенная тетива. - Наморщи лоб. Плотно закрой глаза, затем открой. Наморщи нос ненадолго. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабься и запомни это чувство. - Проверь не чувствуешь ли ты напряжение в какой-нибудь части тела. Избавься от него, напрягая и расслабляя мышцы. Если ты сидишь в кресле, медленно поднимись, если на полу – медленно перекатись на бок и встань.
2. КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ для восстановления эмоционального равновесия. 1. Глубокий вдох через нос, выдох через губы сложенные трубочкой (не более 3 раз). 2. Постойте на одной ноге, поджав под себя другую (как цапля); можно несколько раз подпрыгнуть. 3. Поставьте ноги в одну линию (левая впереди, пятка приставлена к носку правой) и имитируйте руками движение крыльев ветряной мельницы в течение примерно 30 секунд. Если потеряли равновесие - походите по комнате и попробуйте еще раз. 4. Вдохните и поднимите руки в стороны. На выдохе поставьте левую ногу впереди правой (вплотную к ней, как в предыдущем упражнении), и закройте глаза. Постойте так сколько сможете.
3. ВАННОЧКИ ДЛЯ НОГ, От стресса. НА тазик теплой (не горячей) воды 2 столовые ложки пищевой соды или соли (поваренная или морская). Продолжительность процедуры 15-20 мин. Развести в теплой воде 2 столовые ложки соли и 5 капель лавандового масла. Продолжительность процедуры 15-20 мин. Для отекших ног. 2 столовые ложки соли, 2 столовые ложки подсолнечного масла, 3 капли эвкалиптового, 1 капля шалфейного и 1 капля розмаринового масла. Продолжительность процедуры 15-20 мин.
4. АРОМАКОРРЕКЦИЯ Для восстановления внутреннего равновесия после перенесенных стрессовых ситуаций можно использовать аромамасла: валериана, герань, лаванда, роза, розмарин. Все масла используют согласно инструкции по применению. Рекомендуемая литература: - Милюкова И.В., Евдокимова Т. А. Лечебная физкультура: Новейший справочник / под общей ред. Проф. Т.А Евдокимовой. - СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 862 с. - Исцеляющие продукты: Секреты здоровья, открытые всем – Харьков: Фолио; Ростов – Н/Д: Феникс, 1997. – 432с. -Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф. Валеология: методы и средства снятия стрессов у детей. Методическое пособие.-Барнаул: АКИПКРО, 2003-32с. - Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф. Валеология: к здоровью через движение. Методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2003-38с.
МУДРОСТЬ АНГЕЛОВ Отношения между родителями и детьми наполнены множеством событий и эмоций. Порой, окинув ребенка привычным взглядом, можно упустить что-то важное, еле уловимое в его настроении, поступках.
ПРИТЧА О ДВУХ АНГЕЛАХ
Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае. Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум. Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ. Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого: — Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами? — Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник. На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай. Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи. Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому: — Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошёлся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью? На что старый ангел ответил: — Не все является тем, чем кажется! Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим. — Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. — В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.
Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит в окружающем пространстве (эпидобстановка), а также между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как вы на это посмотрите. Предлагаем вам обратиться к своему РОДИТЕЛЬСКОМУ ОПЫТУ, посмотреть на происходящее со стороны. Цель упражнения - осознание качеств характера своего ребенка. Дополнительно, вы сможете оценить и ваше восприятие своего чада. Задание: - Приготовьте шариковую ручку (карандаш) и лист бумаги. - Подумайте в течение 1 минуты, как можно продолжить фразу «Мой ребенок...». - Запишите полученные результаты. - А теперь свяжите каждую фразу с чертами характера своего ребенка и в течение 5 минут письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен когда кушает», «Мой ребенок аккуратен…»; «Мой ребенок невнимателен во время разговора со взрослыми»… - Посмотрите на качества, которые вы написали. Присутствует ли большое разнообразие в выражениях? Если Вы ответили «да», то вы очень наблюдательны и знаете многие нюансы вашего ребенка. Наличие небольшого количества вариантов в ответах, говорит о необходимости более внимательного наблюдения за малышом.
- Дополнительно, разделите полученные ответы на две группы: 1-я группа — те, которые вас устраивают в вашем ребенке («положительные»); 2-я — те, которые вы бы хотели изменить в нем (условно «отрицательные»). Посмотрите, каких качеств больше — положительных или отрицательных? В том случае, если вы отметили значительно больше отрицательных качеств, то вам желательно обратиться к психологу. Недовольство своим ребенком, может иметь несколько причин, в числе которых хронический стресс, неблагополучная обстановка в семье, неуверенность в собственных силах и многое другое. Однако, если вы прописали только положительные качества своего ребенка и не отметили отрицательных, то у вас неадекватное восприятие ситуации («слепая любовь к своему чаду») и вам так же желательна помощь психолога. Хорошие результаты предполагают незначительный «положительный перевес», ведь ребенку необходимо расти, развиваться и учиться новому.
ИГРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ для родителей и детей дошкольного, младшего школьного возраста Дети легко и свободно учатся через игру. Снижение уровня агрессивности ребенка, снятие эмоционального напряжения, устранение патологических стереотипов реагирования, повышения самооценки, принятия себя и других возможно в процессе приятного времяпрепровождения. Более подробную информацию вы можете прочитать в следующих источниках: - Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999, 384 с.; - «Профилактика агрессивного поведения детей – сирот в условиях детского дома» / Т. Г. Луковенко // Образование и саморазвитие. 2007. № 4. С. 134 – 139.
1. «Хлопковый массаж» Задачи: снижение мышечного тонуса; компенсация дефицита тактильных ощущений. Время проведения: 1-2 минуты. Ход игры: Дети и взрослые выстраиваются (садятся) друг за другом. Похлопывают друг друга ладонями. Каждый должен постараться, похлопать так, как хотелось бы, чтобы похлопывали самого. 2. «Передай маску» Задачи: преодолевать у детей состояние внутренней изоляции; эмоциональное развитие, расширение поведенческого репертуара. Время проведения: 1-2 минуты. Ход игры: Все сидят в кругу. Соседу справа нужно показать какое-то выражение лица, следующий ребенок/взрослый должен показать такое же. Пройдя по кругу, каждый рассказывает, какие эмоции изображали. 3. «Движения животных» Задачи: развивать навыки аудирования, снизить мышечное напряжение. Время проведения: 2-3 минуты. Ход игры:Повторяем движения по тексту. Давай поскачем как кузнечик. Давай повиляем хвостиком, как собачка. Давай походим, как слоник. Давай полетаем, как птичка. Давай поплаваем, как рыбка. 4. «Тряпичные куклы» Задачи: способствовать выходу эмоционального перенапряжения. Время проведения: 1-2 минуты. Ход игры: Дети и взрослые, под музыку, начинают расслабляющие движения сначала рук, затем рук и головы, ног и всего тела. Изображают тряпичную куклу, которая вертится во все стороны. 5. «Ты мне нравишься» Задачи: обучение социальным формам поведения, разрушение защитных барьеров. Время проведения: 1-2 минуты. Ход игры: Дети и взрослые, сидят или стоят в кругу. Участник бросает мяч и говорит: «Ты мне нравишься потому, что…». Мяч должен побывать у каждого члена семьи. 6. «Поиграем с ушками» Задачи: способствовать развитию психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Развивать функциональную деятельность головного мозга. Время проведения: 2-3 минуты. Ход игры: Взрослый привлекает детей к игре и собирает всех в круг. а) «Найдем и покажем ушки» Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху). б) «Похлопаем ушками» Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок. в) «Потянем ушки» Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает. г) «Покрутим козелком» Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд. д) «Погреем ушки» Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину. Несколько секунд дети сидят тихо с закрытыми глазами. Примечание. Количество повторений каждого упражнения для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами: — Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок. — Ушки ты свои найди, и скорей их покажи. — Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами. — А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались! — А потом, а потом покрутили козелком. — Ушко, кажется, замерзло, отогреть его так можно. — Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра. — А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на!
7. Когнитивное упражнение «Чаша доброты» Задачи: развивать толерантность и позитивный семейный опыт личности, формировать чувство самоценности и ценности других, способствовать принятию членами семьи друг друга, настроить на совместную деятельность и позитивный контакт друг с другом. Ход игры: Все встают в круг. Ведущий поясняет: « Представьте, что мы с вами большая чаша, очень, очень большая. Давайте наполним ее до краев своей добротой. Чувствуете, как чаша наполняется? А мы с вами становимся добрее? Мы можем делиться с другими своей добротой, но наша чаша всегда будет оставаться полной. А теперь давайте поделимся с другими членами семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди и тд) нашей добротой, чтобы у всех было много доброты и хорошего настроения». |
Председатель Правления АКОО "Доброе сердце"
Лилия Владимировна Новикова
|